|
Опубликовала Амелия-Я в группе Библиотека |
«Саспыга» Карина Шаинян
Многие читатели говорят про затруднительный вход в книгу – я ничего такого не почувствовала. Единственное – пришлось сразу же переслушать первую главу.
Я частично то слушала, то читала, а иногда перечитывала прослушанное, меня затянуло почти сразу.По моим ожиданиям – это должно быть было похоже на «Лес» С. Тюльбашевой – две женщины бродят по лесам, уже, тайги, плюс мистическая атмосфера Алтая, которая и передалась книге. И я рада, что мои ожидания эта книга превысила.
Описание совершенно далекого для меня пейзажа, мир, который мне, городскому жителю, сложно представить прописан не явно, но ощущение от него, как от карандашного рисунка - очень тонко и узнаваемо. Наверное, так и рассказываются байки – обрывисто, с полунамеками, не лукавя, нет, все очень правдиво, но замалчивая о каких-то вещах, опуская некоторые детали.
Если мертвые кони как ни в чем не бывало прибиваются к табуну, а живых людей забывают в тайге, — это значит, что по горам Алтая снова ходит саспыга. Нет ничего вкуснее ее мяса. И нет ничего желаннее. Туристка Ася отбивается от группы — ее нужно вернуть. Повар Катя находит беглянку, но вынуждена идти вместе с ней. Катю тревожит неестественно послушный конь и преследуют смутные воспоминания об охоте на саспыгу, ей хочется только одного — идти дальше по следу. Сможет ли она побороть себя, справиться с прошлым и спасти Асю от страшной судьбы? "«Саспыга» — это путешествие в мир, где всё настоящее: и горы, и кони, и люди, и демоны. Боль, которую все они испытывают, тоже настоящая, и от этой искренности, однозначности и ясности то становится очень страшно, то очень хочется плакать.
В интернете уже достаточно отзывов на книгу, как восторженных, так и тех, которые находят огрехи и неправдоподобность в описании. Мне книга понравилась. Я слушала её (и перечитывала потом) голосом Виктории Исаковой и, на мой вкус, это прекрасно. По озвучке была проведена настоящая работа, которая позволяет слушателю отделять сон и галлюцинации от яви. Прочувствовать состояние героев. Признаться, я уже хочу перечитать/переслушать её снова, с открывшимися знаниями. Как и Катя, которая возвращается по своим рисункам.
Клички коней взяты тоже не случайно. Мифологическое значение искала в интернете
Суйла - или Кан-Суйла, в мифологии тюркских народов, является небожителем, добрым духом верхнего мира, земным стражем человека и служебным духом божества Ульгеня, его сыновей и дочерей. Его основная функция - наблюдать за жизнью людей и сообщать о переменах в ней, за что его называли двуязычным и заикой.
Караш - имеет несколько значений и может быть, как именем собственным, так и названием чего-либо. В алтайской мифологии Караш - сын и посланник Эрлик-бия, владыки подземного мира. Он описывается как могущественное существо, связанное с подземным миром и шаманизмом. Караш служит посредником между шаманами и Эрликом, помогая им в камланиях и при жертвоприношениях.
"Кайчи" - это сказитель, исполнитель героического эпоса у тюркских народов Южной Сибири. Кайчи являются духовными проводниками, передающими мудрость народа через поколения.
Очень приятный, динамичный слог. Без напыщенности и пафоса, но очень живой.
Цитаты ставлю здесь, ниже может быть спойлер от встречи с автором и собственного анализа некоторых моментов книги, которые мне необходимы.
- Ветер пахнет снегом. Ледяной ветер выбивает слезы и режет в носу, но, как ни старайся вдохнуть его, в легкие попадает лишь пустота. Маленькое, белое, злое солнце висит прямо над головой, в густо-фиолетовом, слишком темном для полудня небе. Солнце не греет, но обжигает. Я замораживаюсь и сгораю одновременно.
- Нам нужен будет огонь, много огня. Когда костер горит хорошо, темнота за его пределами освобождается от подробностей и превращается в простую черную пустоту. Костер позволяет не вникать в детали, спасибо ему за это.
- С другой стороны, мы здесь здорово умеем забывать подробности. Особенно когда холодный воздух, который спускается с гор в сумерках, несет запахи цветов и крови, мяса и трав, металла и тления. Когда воздух густеет от сладкого дыхания саспыги.
- саспыга немо застыла у меня за спиной, и я не слышу — чувствую, как дрожит ее сердце, как будто эта вибрация распространяется по воздуху. Она не уйдет. Она не хочет быть саспыгой, ни одна саспыга не хочет быть саспыгой, поэтому они раз за разом пытаются вернуться в этот мир, лезут на гольцы над натоптанными тропами, отравляют воздух и разум своим сладким дыханием, заманивают тех, кто придет и убьет их — убьет за немоту, за то, что они не могут рассказать свои истории
Из встречи с автором:
Откуда взялось слово «саспыга»: По словам Карины «саспыга» ей приснилось, в том числе совей внешность и сущностью. В якутском языке есть схожее слово, означающее неизведанное.
Есть ли прототипы у героев? - Катя – свой опыт (Карина много лет ходит в конные походы на Алтае, готовит для туристов); Ася – собирательный образ тихих неприметных туристок; местные - это местные, порой весьма дословно.
Люди в походе выходят за рамки обыденного восприятия и у каждого происходят свои вещи
Охота на саспыгу желанна, но охотники понимают, что дело не чистое, поэтому не смотрят в лицо саспыги. Саспыга – в любом случае жертва. (В конце концов становится ясно, что есть её никак нельзя. Да, её мясо позволит забыть о страхах и сомнениях. Но отказ от тревоги и боли — это ещё и отказ от совести и человечности, от всего, что делает тебя тобой и соединяет с другими людьми).
Можно ли спасти Асю? – Асю спасли.
|
Рейтинг:
+4
|
16 июля в 16:47 6920 просмотров |
|
|
Единый профиль
МедиаФорт



Комментарии:
Пока нет комментариев.