|
Опубликовала life is beautiful 1 в группе Жизнь в радость |
Премьера спектакля Анатолия Шульева «Первая любовь последнего года» в Театре Вахтангова
ФАКТЫ
Юрий Григорьевич Слепухин (1926-1998) – русский писатель с драматичной судьбой и обширным литературным наследием, которое и сегодня продолжает свой путь к читателю. Его произведения не имеют ни сценической, ни кинематографической судьбы. Это первое появления прозы Слепухина на театральной сцене.
Роман «Перекрёсток», положенный в основу спектакля, был завершён в 1949 году и опубликован в 1962 г. Впоследствии он стал первым в тетралогии романов, посвящённых судьбам людей в годы перед и во время Великой Отечественной войны. В тетралогию также вошли: «Тьма в полдень» (опубликован в 1965), «Сладостно и почётно» (опубликован в 1985), «Ничего, кроме надежды» (опубликован в 2000).
Юрий Слепухин писал роман в Аргентине. В роковые 40-ые 16-летнего юношу вместе с семьёй немцы угнали на работу в Германию, после освобождения писатель оказался в Аргентине, а на Родину вернулся в период «оттепели».
]Анатолий Шульев, режиссёр спектакля: «С этим произведением моя супруга Полина Шульева порекомендовала мне познакомиться несколько лет назад. Роман произвёл на меня сильное впечатление, и я хотел его поставить со своими студентами. Но тогда не получилось осуществить эту идею. И вот теперь с молодым поколением вахтанговцев мы обратились к этой истории о жизни обыкновенных юношей и девушек накануне будущей страшной войны, которая не где-то там, а тут, рядом, обрушивается на них, меняя и мир, и их самих.
У романа 4 части. Вторая - история про оккупацию, третья – подполье в Германии, четвёртая – наступательная операция в Берлине. Читая роман, я буквально влюбился в этих героев: в них есть невероятная созидательная энергия. В 30-ые годы для всех распахнулись двери школ, институтов, люди стремились учиться, получить профессию, совершать открытия… автор рассказывает о своей юности так, как есть, без цензуры.
Действие охватывает последние предвоенные годы в СССР – с 1936-го по июнь 1941-го. В этом романе нет сражений, почти нет войны. Зато есть юные мечтатели, которые вскоре окажутся на её фронтах. “Первая любовь последнего года” - это взгляд из сердца поколения, оказавшегося на переломном перекрёстке эпохи. Взгляд конкретных людей с именами и судьбами, которых мы полюбили за их искренность, фантазии, шутки, срывы, за совершённые ими глупости, за их неожиданную мудрость и смелость. В романе фигурирует весь школьный класс, но охватить весь роман на сцене невозможно, поэтому мы сосредоточились на центральной линии главных героев. Название спектакля стало камертоном отбора сюжетных линий: в этих восьми героях есть и поколенческие отношения, и невероятная история любви.
Мне нравится в романе, что герои живут обычной жизнью, наполненной всеми теми приметами, которые нас радуют, волнуют, тревожат. Они до последнего отодвигают внутри себя войну и стараются жить полнокровной жизнью несмотря ни на что. Герои этого спектакля для меня живые люди, я даже артистам говорю: Вам не надо их играть, нужно ими быть. Я каждую репетицию ходил, как на свидание с этими персонажами».
СУДЬБОНОСНЫЕ ПЕРЕКРЁСТКИ…
В следующем году будет отмечаться столетие Юрия Слепухина – символично, что именно накануне знаковой и значимой даты выдающееся творчество писателя обрело театральное воплощение и совсем скоро обретёт кинематографическое: родственники писателя рассказали режиссёру, что приобретены права на экранизацию одной из частей романа «Перекрёсток».Не сомневаемся, что потрясающая постановка Анатолия Шульева станет мощным импульсом для дальнейших сценических и кинематографических воплощений глубоких жизненных произведений Юрия Слепухина, которые ничуть не менее достойны признания и любви читателей и зрителей, чем культовые шедевры Бориса Васильева, Вениамина Каверина и другие литературные творения.
Символично, что премьера спектакля «Первая любовь последнего года» состоялась именно в ноябре – за несколько дней до Дня рождения Театра Вахтангова (13 ноября) и за пару недель до Дня рождения Анатолия Шульева (22 ноября).
У Эдуарда Асадова есть замечательное стихотворение про «романтиков дальних и трудных дорог». Безусловно, таким романтиком, не ищущим лёгких путей, можно назвать главного режиссёра Вахтанговского театра. В каждом своём спектакле режиссёр открывает новые смыслы, горизонты и перспективы – постановки Анатолия отличаются по тематике и стилистике, но все его спектакли объединяет созидательная сила и тот свет, который они излучают!
«А КАКОГО ЦВЕТА НЕБО?..»
«Первая любовь последнего года» - спектакль о подлинных чувствах и о людях, в которых нет фальши и лжи: в них бурлит жажда жизни и неиссякаемая энергия молодости.Для четверых друзей будущее ещё сияет ослепительной яркостью. Бойкая Таня (Анна Ляхова) грезит о славе писательницы; принципиальный Серёжа Дежнев (Егор Разливанов)— о заводах-автоматах; скромная умница Люся (Марфа Пашкова) видит себя учёным, а Володя (Григорий Здоров) разрывается между расчётами ракетных двигателей и тайнами реинкарнации, задаваясь вопросом: сколько жизней нужно, чтобы долететь до Марса?
«А какого цвета небо?» - спектакль начинается и заканчивается отрывком из современной научной радиопередачи, записанным в стиле дикторов 30-ых годов прошлого века.
Речь идёт о том, что вся наша объективная реальность - ограниченный спектр видимости сетчатки глаза, и очень многое из того, что кажется нам аксиомой (как, например, то, что небо голубое), не более, чем « угол зрения». В этой «закольцованности» очень много философского символизма и неразрывной связи со Вселенной, которая так или иначе затронута в каждом спектакле Анатолия Шульева, особенно – в постановке «Солнце Ландау», который на днях стал Лауреатом премии «Московский комсомолец» сразу в 5 номинациях, ранее был удостоен «Хрустальной Турандот» и стал триумфатором многих других премий. Вселенная бесконечна, безгранична и относительна, как, собственно, и Человек.
Невероятно нежная, трогательная и трепетная «Первая любовь последнего года» затрагивает самые потаенные струнки души: во время просмотра испытываешь безграничный спектр чувств...
Не только режиссёр и актёры, но и все зрители с первого мгновения настолько влюбляются в этих героев, что они становятся абсолютно живыми людьми – в зале «Амфитеатр» нет границ между сценой и зрительным залом, действие охватывает всё пространство.
Любовь Тани и Серёжи, их стремления, смущения, страдания... молодые Вахтанговцы под чутким и тонким руководством режиссёра воплощают все чувства и эмоции настолько пронзительно и проникновенно, что, кажется, зрители даже дышат в унисон с персонажами. В каких-то сценах – на полутонах и полувзглядах, в каких-то- неистово и неудержимо.
В Тане бурлит жизнь, юность, энергия, не всегда она может совладать с этим «цунами», а в целеустремлённом Серёже зародилась тень сомнений – он пытается бороться с незнакомым ему ранее чувством, совершает ошибки и опрометчивые поступки, но любовь оказывается сильнее. Робость, стеснение, первый поцелуй и любовное томление, страх перед неизведанным будущим и желание «свернуть горы»…
Анна Ляхова: «Перекресток – это начало чего-то нового, неизвестного, когда ты стоишь на стыке. Таня – очень живая, её много что интересует, это человек-сгусток энергии, положительной, доброй. В чем-то она кокетка. В героях Юрия Слепухина нет цинизма, нет лжи – они мечтают, стремятся и вдруг всё это рушится. Все усилия сейчас нужно бросить не на то, чтобы «строить турбины», «быть врачами», а чтобы жить…»
Егор Разливанов: «С каждой репетицией я всё больше и больше находил своего героя. Я думал: какой он человек? Таких людей в наше время сложно найти – они есть, но их единицы. Мне предоставилась уникальная возможность попробовать воплотить на сцене этого целеустремленного человека с его мечтами. Как часто и бывает, что-то Серёжа сам себе напридумывал. Я искал точки соприкосновения: что есть схожего в нём и что во мне. Серёжа поставил цель и пытается её добиться. В нём есть вера и стойкость, для меня это было самым главным. Представители того поколения верили в свою страну, в своих людей, в своих товарищей. И сейчас такое есть. По себе могу сказать: меня окружают люди, которых хочется оберегать, хочется защитить от чего-то страшного. Они верили в свой народ, в то, что их ждут, их любят, про них помнят. Они шли защищать своих родных и близких во имя этого, без каких-то мыслей. Это самое ценное, что хотелось бы пожелать нашему поколению».
«Когда любишь, то хочется, чтобы все вокруг желали тебе счастья и чтобы все поздравляли и радовались вместе с тобой…».
На контрасте с Таней и Серёжей показана в спектакле история любви отличницы Люси Земцевой (Марфа Пашкова) и азартного мечтателя и фантазёра Володи Грушко (Григорий Здоров).
Ах, как образно и аллегорично поставлена и воплощена сцена, в которой Володя сравнивает Люсю с картиной Итальянского живописца – сколько в этом мгновении романтики, лирики и красоты, как, собственно, и во всём спектакле, каждое мгновение которого пронизано трепетной любовью и нежностью.
Сироту Таню в 13 лет приютил одинокий военный дядя (Артём Гурин), но Герою Советского союза не до воспитания подростка – его зовёт служба. Воспитывать Таню помогает соседка и настоящий «боевой товарищ» Дяди Саши, мудрая и заботливая Зинаида Васильевна (Ирина Калистратова).
Старшее поколение героев тоже очень узнаваемо – жизненная мудрость, бесценный опыт, рассудительность. Зрелые люди не всегда понимают и принимают неистовые порывы юности, но старшие точно не желают младшим зла, и этим противоречиям поколений тоже есть место на сцене.
Вера Новикова, исполнительница роли мамы Сергея: «Так получилось, что какое-то время назад я случайно узнала об этом романе, прочитала его, была потрясена, стало искать другие книги Слепухина. Узнав о начале репетиций, набралась смелости и сама попросилась в этот спектакль. Он – мостик между поколениями. Я вспоминала своих бабушку и дедушку. Эта история – о войне, об испытаниях, о том, как что-то страшное, но далёкое, становится твоим сегодняшним опытом и переживанием. Об этом странном ощущении войны, которая где-то там, далеко, а ты живешь мирной жизнью со своими насущными проблемами, радостями и горестями, но вот война стучится в твой дом, меняет саму сущность твоей жизни и твоего отношения к миру».
СВЕТ ВЕЧНОСТИ…
В постановке филигранно прочувствована каждая деталь: растрёпанные косички хаотичной эмоциональной Тани и безукоризненный наряд Люси, педантичная целеустремлённость Серёжи и дерзкие размышления Володи, серьёзная наблюдательность Николая и боль в глазах Дяди Саши, который понимает, что в ближайшей перспективе мир во всём мире точно не восторжествует. К сожалению, и нам, жителям двадцать первого столетия, только остаётся мечтать о мире…Контраст с Вечностью показан тоже очень метафорично – поезд уходит за горизонт, а герои уходят в Свет. А может быть, становятся светом в конце тоннеля?
Музыка Полины Шульевой, как и всегда, является не дополнением и обрамлением, а важным действующим лицом спектакля. Мелодичная и тревожная, излучающая надежду и трагизм. Патефон, пластинки – неотъемлемые атрибуты времени. Люся Земцева прекрасно поёт, её выступление можно назвать гимном молодости и юности! Одну из композиций, звучащих в спектакле, записали Анатолий и Полина Шульевы!
Анатолий сказал, что именно супруга порекомендовала ему познакомиться с этим романом, который она любит с детства, и что в процессе репетиций Полина иногда подсказывает какие-то режиссёрские ходы. А ещё режиссёр рассказал, что роман Слепухина буквально сам выбрал тех, кто будет открывать его театральному зрителю – на старте работы над спектаклем Анатолий поручил молодым артистам труппы и стажёрам подготовить разные отрывки из произведения. По тому, как молодые Вахтанговцы прочувствовали героев Слепухина, сразу стало очевидно, кто будет их воплощать на сцене!
Таня органично стала грассировать (картавить) – у Анны Ляховой всё хорошо с дикцией, но для порывистой героини эта особенность речи стала ярким акцентом образа: Таня настолько стремительна и эмоциональна, что даже её речь не совсем успевает за скоростью мысли и действий.
Для Артём Гурина, исполнителя роли дяди Тани, Героя Советского Союза Александра Николаева, эта роль стала «путевкой» в Театр Вахтангова» - 27-летний актёр настолько убедительно проявил себя в возрастной роли, что был утверждён на роль и вошёл в труппу Театра.
То, как актёры проживают на сцене робость, смущение, смятение первых чувств, как отчаянно пытаются бороться за свою любовь, по-настоящему восхищает…Молодые Вахтанговцы не играют, а живут в предлагаемых обстоятельствах, и это самое бесценное!
Камерное пространство зала «Амфитеатр», в котором зрители находятся от героев буквально на расстоянии вытянутой руки, в геометрической прогрессии подчёркивает эмоциональность каждого мгновения. В премьерном спектакле Анатолий Шульев в тандеме с Сергеем Плотовым выступил и автором инсценировки, а художник Максим Обрезков создал сценографию в присущем ему образном аллегоричном стиле.
Анатолий Шульев: «Мне показалось, что в этом пространстве спектакль может прозвучать интересно. Художник Максим Обрезков придумал в камерном пространстве с наклонными плоскостями много метафор – герои находятся немного в надломе. Движутся электровозы, мы все немного в пути: «Наша жизнь – это путь». Мне очень нравятся световые линии - радиолинии. Первая радиопередача – ключ к просмотру этого спектакля. В зале «Амфитеатр» каждый зритель с разного ракурса смотрит свой собственный спектакль, собственно, как и в жизни, – каждый воспринимает увиденное сквозь призму своего восприятия».
ВИРАЖИ ВРЕМЕНИ…
Наверное, самой Судьбе было угодно, чтобы Анатолий Шульев поставил этот спектакль именно сейчас: время, которое совсем недавно казалось нам далёким и навсегда ушедшим, совершило трагический вираж и стало нам всем понятнее: мы тоже живём в эпоху перемен на перекрестках эпох, а совсем рядом идут военные действия. Никто из нас не знает, что будет завтра, но каждый строит планы, мечтает, верит, любит и надеется, что как можно скорее восторжествует Мир.Очень часто следующее поколение немного нивелирует предыдущие: многим из нас кажется, что мы живём быстрее, мыслим острее, чувствуем тоньше, чем наши предки, а ведь это совсем не так. Да, динамичный ритм жизни с развитием научно-технического прогресса ускоряется, а вот человеческие чувства, мысли и поступки порой, напротив, становятся более примитивными, меркантильными и материальными. Конечно, есть исключения, но общие тенденции отнюдь не утешительны. Хорошо бы, чтобы мы, наконец, поняли, что наши предки в разных столетиях любили, мечтали, страдали отнюдь не меньше, а может быть, и больше нас, и нам действительно много чему надо у них учиться. После просмотра спектакля «Первая любовь последнего года», словно метроном, воспринимается смысл стихотворения Андрея Дементьева «Доброта»: «Лишь не мелели души бы с годами и не старели чувства никогда…»
Эти параллели вызывают ещё более неистовое желание жить, любить, дружить, творить, мечтать и пытаться понять: "А какого цвета небо?"
Потрясающий спектакль посетила корреспондент Юлия Бурулева
Фотографии автора и пресс-службы Театра Вахтангова (фотограф – Яна Овчинникова)
|
Рейтинг:
0
|
17 ноября в 21:45 1180 просмотров |
Единый профиль
МедиаФорт



Комментарии:
Пока нет комментариев.