Статьи » Интересные люди
Поначалу Голубкиной, действительно казалось, что после революции всё изменится в лучшую сторону. Однако её заблуждения рассеялись, когда она довольно скоро узнала о расстреле двух министров Временного правительства, с одним из которых была знакома лично.
Окончание. Начало >>>
Несмотря на то, что в прессе писали, что их расстреляли анархисты, людям, приехавшим к ней от большевистского правительства, Анна Семёновна ответила со свойственной ей прямотой: «Вы хороших людей убиваете», – и отказалась от сотрудничества.
Хотя в первые послереволюционные годы по просьбе Ленина она трудилась в Совете рабочих и солдатских депутатов, вошла в Комиссию по охране памятников старины и искусства и в органы Моссовета по борьбе с детской беспризорностью и ликвидацией безграмотности. Грязных голодных беспризорников она приводила в свою мастерскую, кормила, оставляла ночевать.
И однажды её ограбили, избили и чуть не убили.
Сама Голубкина в те годы жила тяжело. Чтобы заработать себе на жизнь расписывала ткани, вырезала украшения из кости, давала частные уроки.
Но так как денег почти ни у кого не было, за работу ей давали гроши или еду, одна из её учениц отапливала мастерскую Голубкиной.
В 1915 году у Анны Семеновны снова случилось нервное расстройство. Доктор С. В. Медведева-Петросян рассказывала: «Я увидела высокую, средних лет, болезненного вида женщину, с почти мужскими чертами некрасивого лица. Она улыбнулась мне, и что это была за обаятельная улыбка, какой необычайной лучистостью светились её засиявшие серые глаза, какая притягательная сила исходила из всего ее существа! Я сразу была покорена ею... Больную мучила мрачная тоска и бессонница, однако и в худшие минуты своей болезни её прекрасный моральный облик не был омрачен нетерпеливым словом или резкой выходкой. Все очень любили её».
Но, увы, любили не все и не всегда.
В 1920-1922-м Анна Семеновна преподавала в художественных мастерских, но ей пришлось уйти оттуда из-за того, что по причине своего прямолинейного до резкости, неуживчивого характера она не смогла поладить с коллегами.
От недоедания и переживаний обострились старые болезни и прибавилась тяжелая язва желудка. Скульптору в то время уже было под шестьдесят.
Уволившейся Анне Семеновне пришлось-таки лечь на операцию...
В 1923 году скульптор приняла участие в конкурсе на изготовление памятника А. Н. Островскому, представив девять эскизов-вариантов. Два её эскиза удостоились премий, но первое место и право изготовить памятник получил Н. Андреев. Сильно расстроенная Голубкина приехав в зал заседания, стала крушить свои модели: «Сравнили его Островского с моим! Гадость, и больше ничего».
Несмотря на сложность своего характера, Анна Семёновна была очень добрым и отзывчивым человеком, она отзывалась на чужие страдания и бескорыстно помогала людям.
Так она организовала артель уволенных с фабрики сапожников, устроила театр для рабочих Зарайска.
Последние 17 лет своей жизни Анна Семёновна жила и работала в Москве, но часто уезжала к родственникам на свою малую родину в Зарайск.
Смерть Анны Семеновны нередко называют нелепой и случайной.
Удивительной получилась у Анны Семёновны скульптура Льва Николаевича Толстого... Фигура из огромной каменной глыбы потрясает зрителя своей мощью и задумчивым проникновенным взглядом.
Нередко именно эту скульптуру считают косвенно повинной в смерти скульптора.
В молодые годы Голубкина встречалась с «великим старцем» и, по свидетельству очевидца, долго с ним о чём-то беседовала и даже спорила. Впечатления от этой встречи она много лет хранила в своей душе, а потом сделала его скульптуру по памяти, не захотев использовать при работе портреты и фотографии писателя.
После перенесённой в 1922 году операции Анне Семёновне нельзя было двигать ничего тяжёлое, а блок, предназначенный для скульптуры, был склеенный из нескольких кусков дерева, тяжести неподъёмной. В пылу работы она забыла о предостережениях врачей и, увидев, как с этой глыбой безуспешно возятся двое её учеников, Анна Семёновна в нетерпении отодвинула их и сама со всей силы двинула его.
Вскоре она почувствовала себя плохо. Но вместо того, чтобы обратиться к врачу, уехала к сестре в Зарайск, уверенная в том, что сестра её исцелит.Скульптуру тем временем нужна была срочная операция, которую в Зарайске сделать не смогли.
Скончалась Голубкина 7 сентября 1927 года. Отпевали её в Благовещенском храме. Похоронена Голубкина на Зарайском городском кладбище рядом с родственниками. Могила Анны Семёновны Голубкиной сохранилась.
Профессор А. Мартынов, долгие годы лечивший Анну Семёновну, говорил, что немедленная операция наверняка спасла бы её.
Анна Семёновна наставляла своих учеников: «Человека ищите. Если найдете человека в портрете – вот и красота».
Дочери своих друзей Евгении Глаголевой она говорила: «Если ты хочешь, чтобы у тебя из твоего писательства что-нибудь вышло, не ходи замуж, не заводи семьи. Искусство связанных не любит. К искусству надо приходить со свободными руками. Искусство – это подвиг, и тут нужно все забыть, все отдать, а женщина в семье – пленница...» И признавалась: «Кто не плачет над своей вещью, тот не творец».
И сама она всегда следовала своему принципу.
Говорят, что в её жизни всё-таки был достойный человек, который мог бы стать её мужем. Анна Семёновна нежно привязалась к его маленькому сыну. Но когда речь зашла о замужестве, скульптор сказала себе: «Нельзя этого». Она испугалась, что семья может помешать работе и выбрала творчество.
В своей единственной книге «Несколько слов о ремесле скульптора», которую она посвятила ученикам, Анна Семёновна советует: «всё устроить для работы так, чтобы только радоваться», «и себя приготовить для работы», чтобы потом «почувствовать движение модели, характер, красоту, открыть её достоинства, а недостатки примирить в характере». Чтобы непременно «усвоить натуру и получить к ней горячий интерес».
Скульптуры Анны Семеновны Голубкиной находятся в крупнейших музеях – в Третьяковской Галерее, в Русском Музее, Музее Орсе и других.
Вот только, к сожалению, неизвестно местонахождения многих её скульптур. Голубкина никогда не записывала, кому она продавала свои работы. Устроителям её музея в 1932 году, когда они собирали работы Анны Семёновны, воедино, в помещении её бывшей мастерской, пришлось много потрудиться. Но немалая часть её произведений не найдена до сих пор...
Сейчас в Зарайске находится музей Голубкиной, открытый в её доме. Большой вклад в открытие музея для широкой публики внесла наследница скульптора Вера Николаевна Голубкина.
В 1999 году во дворе музея установлен памятник Голубкиной работы Ю. Ф. Иванова.
В честь Анны Голубкиной назван кратер на Венере.
И как очень верно сказал прекрасный поэт и художник Максимилиан Волошин: «Голубкина представляет исключительно русское, глубоко национальное явление».
Анна Голубкина после революции
Окончание. Начало >>>
Несмотря на то, что в прессе писали, что их расстреляли анархисты, людям, приехавшим к ней от большевистского правительства, Анна Семёновна ответила со свойственной ей прямотой: «Вы хороших людей убиваете», – и отказалась от сотрудничества.
Хотя в первые послереволюционные годы по просьбе Ленина она трудилась в Совете рабочих и солдатских депутатов, вошла в Комиссию по охране памятников старины и искусства и в органы Моссовета по борьбе с детской беспризорностью и ликвидацией безграмотности. Грязных голодных беспризорников она приводила в свою мастерскую, кормила, оставляла ночевать.
И однажды её ограбили, избили и чуть не убили.
Сама Голубкина в те годы жила тяжело. Чтобы заработать себе на жизнь расписывала ткани, вырезала украшения из кости, давала частные уроки.
Но так как денег почти ни у кого не было, за работу ей давали гроши или еду, одна из её учениц отапливала мастерскую Голубкиной.
В 1915 году у Анны Семеновны снова случилось нервное расстройство. Доктор С. В. Медведева-Петросян рассказывала: «Я увидела высокую, средних лет, болезненного вида женщину, с почти мужскими чертами некрасивого лица. Она улыбнулась мне, и что это была за обаятельная улыбка, какой необычайной лучистостью светились её засиявшие серые глаза, какая притягательная сила исходила из всего ее существа! Я сразу была покорена ею... Больную мучила мрачная тоска и бессонница, однако и в худшие минуты своей болезни её прекрасный моральный облик не был омрачен нетерпеливым словом или резкой выходкой. Все очень любили её».
Но, увы, любили не все и не всегда.
В 1920-1922-м Анна Семеновна преподавала в художественных мастерских, но ей пришлось уйти оттуда из-за того, что по причине своего прямолинейного до резкости, неуживчивого характера она не смогла поладить с коллегами.
От недоедания и переживаний обострились старые болезни и прибавилась тяжелая язва желудка. Скульптору в то время уже было под шестьдесят.
Уволившейся Анне Семеновне пришлось-таки лечь на операцию...
В 1923 году скульптор приняла участие в конкурсе на изготовление памятника А. Н. Островскому, представив девять эскизов-вариантов. Два её эскиза удостоились премий, но первое место и право изготовить памятник получил Н. Андреев. Сильно расстроенная Голубкина приехав в зал заседания, стала крушить свои модели: «Сравнили его Островского с моим! Гадость, и больше ничего».
Несмотря на сложность своего характера, Анна Семёновна была очень добрым и отзывчивым человеком, она отзывалась на чужие страдания и бескорыстно помогала людям.
Так она организовала артель уволенных с фабрики сапожников, устроила театр для рабочих Зарайска.
Последние 17 лет своей жизни Анна Семёновна жила и работала в Москве, но часто уезжала к родственникам на свою малую родину в Зарайск.
Смерть Анны Семеновны нередко называют нелепой и случайной.
Удивительной получилась у Анны Семёновны скульптура Льва Николаевича Толстого... Фигура из огромной каменной глыбы потрясает зрителя своей мощью и задумчивым проникновенным взглядом.
Нередко именно эту скульптуру считают косвенно повинной в смерти скульптора.
В молодые годы Голубкина встречалась с «великим старцем» и, по свидетельству очевидца, долго с ним о чём-то беседовала и даже спорила. Впечатления от этой встречи она много лет хранила в своей душе, а потом сделала его скульптуру по памяти, не захотев использовать при работе портреты и фотографии писателя.
После перенесённой в 1922 году операции Анне Семёновне нельзя было двигать ничего тяжёлое, а блок, предназначенный для скульптуры, был склеенный из нескольких кусков дерева, тяжести неподъёмной. В пылу работы она забыла о предостережениях врачей и, увидев, как с этой глыбой безуспешно возятся двое её учеников, Анна Семёновна в нетерпении отодвинула их и сама со всей силы двинула его.
Вскоре она почувствовала себя плохо. Но вместо того, чтобы обратиться к врачу, уехала к сестре в Зарайск, уверенная в том, что сестра её исцелит.Скульптуру тем временем нужна была срочная операция, которую в Зарайске сделать не смогли.
Скончалась Голубкина 7 сентября 1927 года. Отпевали её в Благовещенском храме. Похоронена Голубкина на Зарайском городском кладбище рядом с родственниками. Могила Анны Семёновны Голубкиной сохранилась.
Профессор А. Мартынов, долгие годы лечивший Анну Семёновну, говорил, что немедленная операция наверняка спасла бы её.
Анна Семёновна наставляла своих учеников: «Человека ищите. Если найдете человека в портрете – вот и красота».
Дочери своих друзей Евгении Глаголевой она говорила: «Если ты хочешь, чтобы у тебя из твоего писательства что-нибудь вышло, не ходи замуж, не заводи семьи. Искусство связанных не любит. К искусству надо приходить со свободными руками. Искусство – это подвиг, и тут нужно все забыть, все отдать, а женщина в семье – пленница...» И признавалась: «Кто не плачет над своей вещью, тот не творец».
И сама она всегда следовала своему принципу.
Говорят, что в её жизни всё-таки был достойный человек, который мог бы стать её мужем. Анна Семёновна нежно привязалась к его маленькому сыну. Но когда речь зашла о замужестве, скульптор сказала себе: «Нельзя этого». Она испугалась, что семья может помешать работе и выбрала творчество.
В своей единственной книге «Несколько слов о ремесле скульптора», которую она посвятила ученикам, Анна Семёновна советует: «всё устроить для работы так, чтобы только радоваться», «и себя приготовить для работы», чтобы потом «почувствовать движение модели, характер, красоту, открыть её достоинства, а недостатки примирить в характере». Чтобы непременно «усвоить натуру и получить к ней горячий интерес».
Скульптуры Анны Семеновны Голубкиной находятся в крупнейших музеях – в Третьяковской Галерее, в Русском Музее, Музее Орсе и других.
Вот только, к сожалению, неизвестно местонахождения многих её скульптур. Голубкина никогда не записывала, кому она продавала свои работы. Устроителям её музея в 1932 году, когда они собирали работы Анны Семёновны, воедино, в помещении её бывшей мастерской, пришлось много потрудиться. Но немалая часть её произведений не найдена до сих пор...
Сейчас в Зарайске находится музей Голубкиной, открытый в её доме. Большой вклад в открытие музея для широкой публики внесла наследница скульптора Вера Николаевна Голубкина.
В 1999 году во дворе музея установлен памятник Голубкиной работы Ю. Ф. Иванова.
В честь Анны Голубкиной назван кратер на Венере.
«Нас день и ночь мучает жажда творчества, требует работы, постоянно преследуют образы, они терзают нас… Кто увлечен искусством, не утолить ему этой жажды вовеки».(А. С. Голубкина)
И как очень верно сказал прекрасный поэт и художник Максимилиан Волошин: «Голубкина представляет исключительно русское, глубоко национальное явление».
Автор: Наталия Н Антонова |
2
комментария
|
31 января 2021, 8:01 676 просмотров |
Единый профиль
МедиаФорт
Разделы библиотеки
Мода и красота
Психология
Магия и астрология
Специальные разделы:
Семья и здоровье
- Здоровье
- Интим
- Беременность, роды, воспитание детей
- Аэробика дома
- Фитнес
- Фитнес в офисе
- Диеты. Худеем вместе.
- Йога
- Каталог асан