Статьи » Здоровье
Сейчас даже самый малообразованный человек хорошо знает, как появляются болезни, о вирусах и бактериях мы слышим с самого детства. Но еще пару веков назад крестьяне на Руси представляли болезни в виде злых духов, принимавших облик женщин. Методы лечения были сомнительными, но у русского народа не было выбора, часто они обращались не к докторам, а к местным знахарям и целителям, которые использовали и магические способы лечения.
Условия деревенской жизни способствовали ослаблению организма. В то время крестьяне питались однообразно, их основной пищей были хлеб, овощи и картошка. Небогатые семьи редко ели мясо и рыбу, и эти продукты были плохого качества. Весной, когда запасы еды заканчивались, многие страдали от «куриной слепоты» (никталопия, возникающая из-за авитаминоза или гиповитаминоза А), а в неурожайные годы – от цинги.
В одной избе обычно жила огромная семья, а в холодное время года туда же приносили молодых телят и ягнят, поэтому воздух в комнатах всегда был спертым. Если изба была старой, начинала промерзать, семья часто простужалась и болела. Многие болезни крестьяне называли простудой, даже если это были тиф или ревматизм, а их появление объясняли «дурным ветром» или отравленной росой. Летом приходилось долгое время работать в поле, несмотря на жару, после чего крестьян начинали мучить головные боли. Но они никак не связывали их с условиями труда, верили, что боль появилась из-за «дурной крови», поэтому лечили ее кровопусканиями.
Способы лечения тоже были сомнительными. К врачам простые крестьяне практически не обращались, выбирая народные средства: больного натирали дегтем, редькой или салом, могли положить на теплую печь животом. Универсальным средством профилактики и лечения болезней, а также снятия сглаза была баня, в которой парили и детей, и взрослых. Если эти способы «лечения» не помогали, обращались за помощью знахарям. Они умели делать массаж, растирание тела, остановить кровотечение, разбирались в лекарственных травах.
Но иногда использовались другие способы, например, чтение молитв перед иконами и мощами святых. У каждого в доме был свой молитвенный список, заболев, человек носил определенную молитву вместе с крестом, поместив ее в маленький мешочек.
Крестьяне верили, что болезни можно передать кому-то еще, например, дереву или животному, даже человеку. Так, если заболевал ребенок, в лесу выбирали самый сильный дуб или березу, в нем прорубали отверстие, через которое потом протаскивали малыша. Чтобы отдать болезнь воде, брали хлеб, солили его, произносили заклинание и бросали в реку. Если человека мучила лихорадка, для ее изгнания читались различные заговоры.
Иногда их представляли, как сущностей с крыльями летучих мышей, или же как голых женщин с распущенными волосами. По другой версии это были женщины в белых балахонах, держащие в руках косу или же косматыми скелетообразными старухами. Говорили, что самая старшая из сестер или же царица лихорадок, Жупела, была прикована к железному стулу 12 цепями. Если ей удавалось вырваться и вселиться в человека, он обязательно должен был умереть.
Говорили, что такие болезни, как тиф, лихорадка и оспа живут в болотах, реках, морях, могли напасть на человека и жить в нем, пока не перейдут на другого несчастного. По другой версии все болезни находятся в железном доме, под замками и печатями, но Ангел постоянно выпускает одну их них на волю, чтобы заболели те, кому нужно было заболеть. Потом эту хворь снова запирали, держали под замком. Крестьяне верили, что лихорадки живут или в реках, озерах, ручьях, или же в лесных чащах и болотах.
Слово «лихорадка» произошло от древнерусского слова «лихорадить». Это означало «желать зла». «Лихо» – зло, а «радить», значит «желать». В славянской мифологии лихорадками и лихоманками называли болезни, которые представляли в виде женщины. Она вселялась в человека, вызывая у него озноб и жар. Лихорадок было много, в разных источниках упоминается 7, 9, 12 и 77, у каждой было свое имя, например, Трясея или Огнея. Лихорадками могли стать 12 сестер, проклятых родителями или же дочери сатаны, проклятые Богом, вынужденные до конца света мучить грешников.
После принятия христианства библейские сюжеты стали известны и на Руси и переплелись с языческими верованиями о злых духах. Лихорадки и другие болезни связали с дочерями царя Ирода. Согласно легендам, падчерица царя Ирода Саломея поразила всех на празднике своим танцем, и царь обещал исполнить любое ее желание. Подговоренная матерью, она потребовала голову Иоанна Крестителя. Старшая из сестер сама отрубила голову и принесла ее на пир, но эта голова неожиданно открыла глаза и прокляла всех дочерей царя, сказав, что не будет у них ни смерти, ни покоя, им суждено вечно трястись. И с тех пор эти 12 сестер мучают людей, превратившись в разные виды лихорадок.
По другой версии, Иоанн Креститель шел по дороге и встретил 77 девушек, одетых в дорогие платья, а на нем была лишь верблюжья шкура. Увидев бедно одетого человека все 77 девиц стали над ним насмехаться. Тогда он остановился и спросил, кто они и куда направляются. Девушки ответили, что являются дочерями царя Ирода и идут купаться. За то, что они посмеялись над ним, Иоанн Креститель трижды их проклял и наслал болезнь, которая должна их трясти и корчить. Он сказал, что где бы они ни появлялись, люди начнут болеть и проклинать их. Им суждено стать невидимыми и ходить среди людей, чтобы их мучить.
В народе верили, что лихорадка накидывается не на всех, а лишь на тех, кто совершил какие-то проступки, например, выругался в неподходящее время или же выпил воды, не благословясь. Тогда она превращалась в муху или сор и попадала в еду. Иногда их считали Божьим наказанием, посланным человеку за грехи.
Особенно свирепствовали они в конце зимы или весной. 15 января в некоторых губерниях изгоняли лихорадку, т.к. верили, что из-за мороза она начинает искать пристанища в теплых избах. Чтобы прогнать злой дух, использовали воду с четверговой солью, золу из 7 печей или же земляной уголь, выкопанный из-под растения чернобыльник. Считалось, что лихорадка боится чертополоха, поэтому его подвешивали в избе под потолком.
Способы «лечения» тоже были странными:
1. Когда-то в Оренбурге жил казак, который вылечивал больного интересным способом – сек розгами, он смог вылечить даже губернатора.
2. В селе Турзовке жил знахарь, который лечил людей руганью. Если к этому отставному солдату приводили больного с лихорадкой, он начинал его ругать отборной площадной бранью, старался час или более, после чего многим становилось легче.
3. Чтобы обмануть лихорадку, люди, переодевшись, прятались в подвале дома, а под окнами и над дверями оставляли записки, что такого-то человека нет дома.
4. Лечились почками вербы, освященной в Вербное воскресенье или же растворенной в воде золой от церковного кадила. Страстной свечой выжигали крест на потолке, потом соскребали с этого места сажу, пересыпали ее в освященную в церкви воду и пили.
5. Иногда пытались утопить лихорадку, т.е. больной купался прямо в одежде, а потом оставлял ее в воде. Эту одежду трогать запрещалось, т.к. тот, кто ее вытащит, будет следующей жертвой лихорадки.
6. Чтобы вылечить больного, его пугали летучей мышью или же вешали сушеную летучую мышь к человеку на грудь. Было и такое средство – спрятать паука в 2 половинки грецкого ореха, носить его на шее, а после выздоровления бросить в проточную воду.
Не удивительно, что в народе боялись лихорадок, т.к. с подобными способами лечения мало кто выздоравливал. Конечно, вера в то или иное средство могла сработать, как плацебо, но если речь идет о серьезных болезнях, такие способы вряд ли могли помочь.
Удивительно, что за пару сотен лет мир так сильно изменился. Еще не так давно наши предки боялись женщин-духов, вселявшихся в людей, старались по-своему от них избавиться, а сейчас мы уже прекрасно понимаем, почему появляются те или иные симптомы болезней. Возможно, пройдет еще 200 лет, и все наши способы лечения будут казаться странными новым поколениям, они найдут свои способы избавления от хворей, придумают новые средства профилактики и лечения.
Лихорадка и лихоманка: как на Руси объясняли появление болезней
Причины распространения болезней на Руси
Известный русский врач Гавриил Попов в конце XIX века исследовал народную медицину, написал свой труд «Русская народно-бытовая медицина», где рассказал, как лечились крестьяне в разных регионах страны. Он заметил, что простые люди ничего не знали о лечебной диете и правилах ухода за больными. Попов считал, что в те времена были убийственные способы питания и кормления детей, например, новорожденному ребенку давали хлеб, чтобы он быстрее рос, а малышей кормили сырыми овощами и кислым квасом, хотя ребенку противопоказана такая пища, поэтому была так высока детская смертность.Условия деревенской жизни способствовали ослаблению организма. В то время крестьяне питались однообразно, их основной пищей были хлеб, овощи и картошка. Небогатые семьи редко ели мясо и рыбу, и эти продукты были плохого качества. Весной, когда запасы еды заканчивались, многие страдали от «куриной слепоты» (никталопия, возникающая из-за авитаминоза или гиповитаминоза А), а в неурожайные годы – от цинги.
В одной избе обычно жила огромная семья, а в холодное время года туда же приносили молодых телят и ягнят, поэтому воздух в комнатах всегда был спертым. Если изба была старой, начинала промерзать, семья часто простужалась и болела. Многие болезни крестьяне называли простудой, даже если это были тиф или ревматизм, а их появление объясняли «дурным ветром» или отравленной росой. Летом приходилось долгое время работать в поле, несмотря на жару, после чего крестьян начинали мучить головные боли. Но они никак не связывали их с условиями труда, верили, что боль появилась из-за «дурной крови», поэтому лечили ее кровопусканиями.
Способы лечения тоже были сомнительными. К врачам простые крестьяне практически не обращались, выбирая народные средства: больного натирали дегтем, редькой или салом, могли положить на теплую печь животом. Универсальным средством профилактики и лечения болезней, а также снятия сглаза была баня, в которой парили и детей, и взрослых. Если эти способы «лечения» не помогали, обращались за помощью знахарям. Они умели делать массаж, растирание тела, остановить кровотечение, разбирались в лекарственных травах.
Но иногда использовались другие способы, например, чтение молитв перед иконами и мощами святых. У каждого в доме был свой молитвенный список, заболев, человек носил определенную молитву вместе с крестом, поместив ее в маленький мешочек.
Крестьяне верили, что болезни можно передать кому-то еще, например, дереву или животному, даже человеку. Так, если заболевал ребенок, в лесу выбирали самый сильный дуб или березу, в нем прорубали отверстие, через которое потом протаскивали малыша. Чтобы отдать болезнь воде, брали хлеб, солили его, произносили заклинание и бросали в реку. Если человека мучила лихорадка, для ее изгнания читались различные заговоры.
Болезни – нечистая сила
Про микробов крестьяне тогда не знали, болезни отождествлялись с нечистой силой, злыми духами, которых называли лихорадками или лихоманками. По народным верованиям они выглядели, как безобразные старухи или же привлекательные женщины. Так, холеру часто представляли в виде чужой бабы, черной птицы, старухой со злобным лицом. Ожидая эпидемию холеры в 1892 году, крестьяне Калужской губернии распространили слухи, что ходят 5 холер, 3 бабы и 2 мужика. В некоторых регионах верили, что оспа похожа на лягушку, корь – на ежа, а лихорадка-веснуха –на бабочку, белого мотылька.Иногда их представляли, как сущностей с крыльями летучих мышей, или же как голых женщин с распущенными волосами. По другой версии это были женщины в белых балахонах, держащие в руках косу или же косматыми скелетообразными старухами. Говорили, что самая старшая из сестер или же царица лихорадок, Жупела, была прикована к железному стулу 12 цепями. Если ей удавалось вырваться и вселиться в человека, он обязательно должен был умереть.
Говорили, что такие болезни, как тиф, лихорадка и оспа живут в болотах, реках, морях, могли напасть на человека и жить в нем, пока не перейдут на другого несчастного. По другой версии все болезни находятся в железном доме, под замками и печатями, но Ангел постоянно выпускает одну их них на волю, чтобы заболели те, кому нужно было заболеть. Потом эту хворь снова запирали, держали под замком. Крестьяне верили, что лихорадки живут или в реках, озерах, ручьях, или же в лесных чащах и болотах.
Слово «лихорадка» произошло от древнерусского слова «лихорадить». Это означало «желать зла». «Лихо» – зло, а «радить», значит «желать». В славянской мифологии лихорадками и лихоманками называли болезни, которые представляли в виде женщины. Она вселялась в человека, вызывая у него озноб и жар. Лихорадок было много, в разных источниках упоминается 7, 9, 12 и 77, у каждой было свое имя, например, Трясея или Огнея. Лихорадками могли стать 12 сестер, проклятых родителями или же дочери сатаны, проклятые Богом, вынужденные до конца света мучить грешников.
После принятия христианства библейские сюжеты стали известны и на Руси и переплелись с языческими верованиями о злых духах. Лихорадки и другие болезни связали с дочерями царя Ирода. Согласно легендам, падчерица царя Ирода Саломея поразила всех на празднике своим танцем, и царь обещал исполнить любое ее желание. Подговоренная матерью, она потребовала голову Иоанна Крестителя. Старшая из сестер сама отрубила голову и принесла ее на пир, но эта голова неожиданно открыла глаза и прокляла всех дочерей царя, сказав, что не будет у них ни смерти, ни покоя, им суждено вечно трястись. И с тех пор эти 12 сестер мучают людей, превратившись в разные виды лихорадок.
По другой версии, Иоанн Креститель шел по дороге и встретил 77 девушек, одетых в дорогие платья, а на нем была лишь верблюжья шкура. Увидев бедно одетого человека все 77 девиц стали над ним насмехаться. Тогда он остановился и спросил, кто они и куда направляются. Девушки ответили, что являются дочерями царя Ирода и идут купаться. За то, что они посмеялись над ним, Иоанн Креститель трижды их проклял и наслал болезнь, которая должна их трясти и корчить. Он сказал, что где бы они ни появлялись, люди начнут болеть и проклинать их. Им суждено стать невидимыми и ходить среди людей, чтобы их мучить.
Способы лечения
Если болезни – это злые духи, то и способы лечения были соответствующими. Чаще всего использовались заговоры, где упоминались имена лихорадок, например, бронхит вызывала Кашлея, а одышку – Душлея. Чаще всего имена давались не случайно, упоминались симптомы болезней, например, Бледнуха – это малокровие; или же времена года, когда могла свирепствовать болезни – Осенняя, Листопадная. Что интересно, в заговорах не было принято ругать и обзывать лихорадок, к ним обращались ласково (подруга, сестрица, тетушка) или же называли по имени-отчеству.В народе верили, что лихорадка накидывается не на всех, а лишь на тех, кто совершил какие-то проступки, например, выругался в неподходящее время или же выпил воды, не благословясь. Тогда она превращалась в муху или сор и попадала в еду. Иногда их считали Божьим наказанием, посланным человеку за грехи.
Особенно свирепствовали они в конце зимы или весной. 15 января в некоторых губерниях изгоняли лихорадку, т.к. верили, что из-за мороза она начинает искать пристанища в теплых избах. Чтобы прогнать злой дух, использовали воду с четверговой солью, золу из 7 печей или же земляной уголь, выкопанный из-под растения чернобыльник. Считалось, что лихорадка боится чертополоха, поэтому его подвешивали в избе под потолком.
Способы «лечения» тоже были странными:
1. Когда-то в Оренбурге жил казак, который вылечивал больного интересным способом – сек розгами, он смог вылечить даже губернатора.
2. В селе Турзовке жил знахарь, который лечил людей руганью. Если к этому отставному солдату приводили больного с лихорадкой, он начинал его ругать отборной площадной бранью, старался час или более, после чего многим становилось легче.
3. Чтобы обмануть лихорадку, люди, переодевшись, прятались в подвале дома, а под окнами и над дверями оставляли записки, что такого-то человека нет дома.
4. Лечились почками вербы, освященной в Вербное воскресенье или же растворенной в воде золой от церковного кадила. Страстной свечой выжигали крест на потолке, потом соскребали с этого места сажу, пересыпали ее в освященную в церкви воду и пили.
5. Иногда пытались утопить лихорадку, т.е. больной купался прямо в одежде, а потом оставлял ее в воде. Эту одежду трогать запрещалось, т.к. тот, кто ее вытащит, будет следующей жертвой лихорадки.
6. Чтобы вылечить больного, его пугали летучей мышью или же вешали сушеную летучую мышь к человеку на грудь. Было и такое средство – спрятать паука в 2 половинки грецкого ореха, носить его на шее, а после выздоровления бросить в проточную воду.
Не удивительно, что в народе боялись лихорадок, т.к. с подобными способами лечения мало кто выздоравливал. Конечно, вера в то или иное средство могла сработать, как плацебо, но если речь идет о серьезных болезнях, такие способы вряд ли могли помочь.
Удивительно, что за пару сотен лет мир так сильно изменился. Еще не так давно наши предки боялись женщин-духов, вселявшихся в людей, старались по-своему от них избавиться, а сейчас мы уже прекрасно понимаем, почему появляются те или иные симптомы болезней. Возможно, пройдет еще 200 лет, и все наши способы лечения будут казаться странными новым поколениям, они найдут свои способы избавления от хворей, придумают новые средства профилактики и лечения.
Автор: Лилия Шакирова |
Оставить комментарий
|
4 ноября 2021, 8:02 1352 просмотра |
Единый профиль
МедиаФорт
Разделы библиотеки
Мода и красота
Психология
Магия и астрология
Специальные разделы:
Семья и здоровье
- Здоровье
- Интим
- Беременность, роды, воспитание детей
- Аэробика дома
- Фитнес
- Фитнес в офисе
- Диеты. Худеем вместе.
- Йога
- Каталог асан