Статьи » Литературная гостиная
К сожалению, в наше время люди не так уж часто читают даже писателей первой величины, то есть классиков.
И это грустно. Русская литература многому может научить и пробудить, как это ни банально, добрые чувства.
Кроме писателей первого ряда, в России, как впрочем, и во всём мире, существуют писатели имена, которых неизвестны даже тем, кто классику всё же читает. И напрасно!
К забытым писателям можно, наверное, отнести не лишённого самобытного дарования писателя XIX века Николая Полевого, который был так же драматургом, литературным и театральным критиком, журналистом, историком и переводчиком.
Именно Н. А. Полевому принадлежит первый перевод в прозе на русский язык Уильяма Шекспира.
Николай Алексеевич Полевой родился по новому стилю 3 июля 1796 года в Иркутске, в сибирской купеческой семье. Торговый род Полевых считался старинным, его представители много путешествовали по миру по своим торговым делам.
Отец будущего писателя служил в Иркутске управляющим Российско-американской компании.
Ему принадлежали фаянсовый и водочный заводы.
Но, к сожалению, накануне нашествия Наполеона, дела у главы семейства пошли плохо, и разорившаяся семья была вынуждена переехать сначала в Москву, а позднее в 1811 году в Курск.
Дети Полевых, в том числе и Николай, получали домашнее образование.
Отец переезжал из города в город, пытаясь начать новое предпринимательство, но терпел неудачу. Семья волей неволей вместе с главой семейства переезжала с места на место.
Николай в это время занялся самообразованием. Днём юноше приходилось стоять за прилавком, а по ночам он упорно изучал русскую грамматику и иностранные языки.
Николай начал сочинять и написал несколько литературных произведений, которые сжёг отец, считавший, что сын не должен заниматься такой глупостью, с его точки зрения, как литература.
Но запретить человеку творить невозможно.
Полевой не забывал о своём купеческом происхождении, да и не пытался от него отрекаться, одним из первых в русской журналистике он стал писать о купечестве, его интересах и проблемах.
В 1817 году Полевой дебютировал в «Русском вестнике» Было напечатано его описание посещения Курска императором Александром I.
В феврале 1820 года Николая Полевого отец отправил в Москву, где он почти год прожил один.
В Москве юноша часто посещал театры, покупал книги, которые жадно прочитывал, и как он сам говорил, время от времени - «пробирался» на лекции в университете. На самом деле юноша посещал в Московском университете лекции А.Ф.Мерзлякова, М.Т.Каченовского и других.
Летом 1821 Николай Полевой посетил Петербург, был неплохо принят в литературных кругах, где его нарекли «самородком», «купцом-самоучкой»; В Петербурге Полевой встречался с А.С. Грибоедовым, В.А.Жуковским. Познакомился с Ф.В. Булгариным, Н.И. Гречем. П.Свиньин в своих «Отечественных записках» публиковал статьи Полевого на литературно-исторические темы, стихи, переводы повестей госпожи Монтолье.
Публиковался он так же в «Северном архиве», «Сыне отечества», альманахе «Мнемозина».
Полевой подружился с В.Ф.Одоевским, изучал философию Ф.Шеллинга и с интересом читал её толкователей.
Мало кто знает, что русское слово «журналистика», ввёл в обиход именно Николай Полевой в начале 1820-х годов. И это было воспринято неоднозначно. Но потом как-то прижилось.
В 1821 году за трактат «Новый способ спряжения русских глаголов» получил серебряную медаль Российской академии.
С 1820 по 1836 год Полевой постоянно проживал в Москве, а потом переехал в Петербург.
В то время писательство было привилегией дворянства и появление разночинцев, занявшихся литературной деятельностью, воспринималось настороженно.
Успехи, которых достиг Полевой, были его собственной заслугой. Ему, как и Михаилу Погодину, помогали только собственный талант и упорство.
В 1822 Полевой наследовал дело отца.
С 1825 по 1834 год Николай Полевой издавал энциклопедический журнал «литературы, критики и художества» «Московский телеграф», который стал не только делом его жизни, но и наиважнейшим этапом в развитии русской культуры. По образцу этого журнала позднее издавались «Библиотека для чтения», «Отечественные записки» А.А.Краевского, Н.А.Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина и другие. В своём журнале Полевой старался знакомить читателей со всем интересным, что происходит не только в России, но и на Западе.
Материалы журнала были разделены на разделы - наука и искусство, словесность, библиография и критика, известия и смесь. Тиражи у «Московского телеграфа» были огромными.
Николай Полевой для блага своего журнала поддерживал постоянные информационные контакты с парижским литературно-публицистическим журналом «Revue encyclopedique».
При «Московском телеграфе» выходили так же сатирические приложения «Новый живописец общества и литературы» (1830–1831), «Камер-обскура книг и людей» (1832). В журнале печатались произведения: В.Ф. Одоевского, Е. А. Баратынского, А.И. Тургенева, С.А.Соболевского, И. И. Лажечникова, В. И. Даля, А. А. Бестужева-Марлинского, А. Ф. Вельтмана, В. А.Ушакова, Д. Н. Бегичева, самого Полевого. Печатались и зарубежные авторы - В.Скотт, В. Ирвинг, Э.Т.А. Гофман, П. Мериме, Б. Констан, В. Гюго, О.Бальзак.
В журнале освещалась положительная роль купечества, торговли и промышленности в России. В тоже время Полевой нередко нападал в своих публикациях на дворянскую литературу, критиковал её представителей за оторванность от народа, неумение вникнуть в его нужды.
В конце концов, журнал был закрыт по личному распоряжению Николая I за неодобрительный отзыв Полевого о пьесе Н. В. Кукольника «Рука всевышнего отечество спасла».
Было популярно среди читателей Сатирическое приложение к «Московскому телеграфу», «Новый живописец общества и литературы» материалы которого в подавляющем большинстве принадлежат перу Николая Полевого, В. Белинский называл приложение так - «лучшее произведение всей литературной деятельности».
После закрытия журнала Полевой уехал в Петербург, где издавал с 1835 по 1844 год иллюстрированный ежегодник «Живописное обозрение достопамятных предметов из наук, искусств, художеств, промышленности и общежития, с присовокуплением живописного путешествия по земному шару и жизнеописаний знаменитых людей». Полевой публиковался в «Северной пчеле», с 1837 по 1838 год заведовал литературным отделом газеты.
С 1838 по 1840 год был редактором «Сына отечества».
В 1846 году после критики Белинским за ренегатство, начал редактировать либеральную «Литературную газету».
Николай Полевой является автором романа «Аббадонна» (1837), повестей «Эмма» (1829), «Клятва при гробе Господнем», «Живописец», «Блаженство безумия» (написаны в 1833 году и объединены под названием «Мечты и жизнь», кн. 1–2, 1934), обширное справочно-библиографическое издание «Русская Вивлиофика, или Собрание материалов для отечественной истории, географии, статистики и древней русской литературы» (1833).
Скончался Николай Полевой можно сказать совсем молодым 6 марта 1846 года, ему было всего 49 лет, в Санкт-Петербурге. Умер литератор «от нервной горячки», вызванной заключением в Шлиссельбургскую крепость его сына-студента, задержанного при попытке самовольно перейти границу.
Похоронен Николай Полевой одним из первых литераторов, в той части Волкова кладбища, которая позднее получила название Никольского собора, в котором проходило отпевание.
До кладбища люди несли гроб на руках. П. А. Вяземский записал в дневнике: Множество было народа; по-видимому, он пользовался популярностью. Я не подходил к гробу, но мне говорили, что он лежал в халате и с небритой бородой. Такова была его последняя воля. Он оставил по себе жену, девять человек детей, около 60 тысяч рублей долга и ни гроша в доме. По докладу графа Орлова пожалована семейству его пенсия в 1000 рублей серебром».
Белинский, несмотря на то, что критиковал Полевого, признал его значительные литературные заслуги в некрологе ему.
Основной темой произведений Полевого были препятствия, встающие на пути разночинцев, и мешающие сделать им карьеру и создать счастливую семью. Герои писателя, как правило, чистые душой, набожные люди, которым трудно мириться с ограниченностью и духовной ленью окружающих.
Перу Николая Полевого принадлежат четыре десятка пьес, в основном исторических.
А. Н. Островский говорил, что в царствование Николая I именно патриотические пьесы Полевого и Кукольника давали русским театрам «большие и постоянные сборы»
Николаем Полевым была написана «История русского народа» (т. 1—6, 1829—1833). От «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина, история Полевого отличалась тем, что главную роль в её развитии он отдавал ни правителям, военным и внешнеполитическим событиям а «народному началу». Критики отнеслись к «истории» Полевого неодобрительно, называя её пародией на «Историю» Карамзина. Мягче всех отнёсся к работе Полевого А. А. Пушкин.
Забытый писатель Николай Полевой
Фото: https://fb.ru/
Кроме писателей первого ряда, в России, как впрочем, и во всём мире, существуют писатели имена, которых неизвестны даже тем, кто классику всё же читает. И напрасно!
К забытым писателям можно, наверное, отнести не лишённого самобытного дарования писателя XIX века Николая Полевого, который был так же драматургом, литературным и театральным критиком, журналистом, историком и переводчиком.
Именно Н. А. Полевому принадлежит первый перевод в прозе на русский язык Уильяма Шекспира.
Николай Алексеевич Полевой родился по новому стилю 3 июля 1796 года в Иркутске, в сибирской купеческой семье. Торговый род Полевых считался старинным, его представители много путешествовали по миру по своим торговым делам.
Отец будущего писателя служил в Иркутске управляющим Российско-американской компании.
Ему принадлежали фаянсовый и водочный заводы.
Но, к сожалению, накануне нашествия Наполеона, дела у главы семейства пошли плохо, и разорившаяся семья была вынуждена переехать сначала в Москву, а позднее в 1811 году в Курск.
Дети Полевых, в том числе и Николай, получали домашнее образование.
Отец переезжал из города в город, пытаясь начать новое предпринимательство, но терпел неудачу. Семья волей неволей вместе с главой семейства переезжала с места на место.
Николай в это время занялся самообразованием. Днём юноше приходилось стоять за прилавком, а по ночам он упорно изучал русскую грамматику и иностранные языки.
Николай начал сочинять и написал несколько литературных произведений, которые сжёг отец, считавший, что сын не должен заниматься такой глупостью, с его точки зрения, как литература.
Но запретить человеку творить невозможно.
Полевой не забывал о своём купеческом происхождении, да и не пытался от него отрекаться, одним из первых в русской журналистике он стал писать о купечестве, его интересах и проблемах.
В 1817 году Полевой дебютировал в «Русском вестнике» Было напечатано его описание посещения Курска императором Александром I.
В феврале 1820 года Николая Полевого отец отправил в Москву, где он почти год прожил один.
В Москве юноша часто посещал театры, покупал книги, которые жадно прочитывал, и как он сам говорил, время от времени - «пробирался» на лекции в университете. На самом деле юноша посещал в Московском университете лекции А.Ф.Мерзлякова, М.Т.Каченовского и других.
Летом 1821 Николай Полевой посетил Петербург, был неплохо принят в литературных кругах, где его нарекли «самородком», «купцом-самоучкой»; В Петербурге Полевой встречался с А.С. Грибоедовым, В.А.Жуковским. Познакомился с Ф.В. Булгариным, Н.И. Гречем. П.Свиньин в своих «Отечественных записках» публиковал статьи Полевого на литературно-исторические темы, стихи, переводы повестей госпожи Монтолье.
Публиковался он так же в «Северном архиве», «Сыне отечества», альманахе «Мнемозина».
Полевой подружился с В.Ф.Одоевским, изучал философию Ф.Шеллинга и с интересом читал её толкователей.
Мало кто знает, что русское слово «журналистика», ввёл в обиход именно Николай Полевой в начале 1820-х годов. И это было воспринято неоднозначно. Но потом как-то прижилось.
В 1821 году за трактат «Новый способ спряжения русских глаголов» получил серебряную медаль Российской академии.
С 1820 по 1836 год Полевой постоянно проживал в Москве, а потом переехал в Петербург.
В то время писательство было привилегией дворянства и появление разночинцев, занявшихся литературной деятельностью, воспринималось настороженно.
Успехи, которых достиг Полевой, были его собственной заслугой. Ему, как и Михаилу Погодину, помогали только собственный талант и упорство.
В 1822 Полевой наследовал дело отца.
С 1825 по 1834 год Николай Полевой издавал энциклопедический журнал «литературы, критики и художества» «Московский телеграф», который стал не только делом его жизни, но и наиважнейшим этапом в развитии русской культуры. По образцу этого журнала позднее издавались «Библиотека для чтения», «Отечественные записки» А.А.Краевского, Н.А.Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина и другие. В своём журнале Полевой старался знакомить читателей со всем интересным, что происходит не только в России, но и на Западе.
Материалы журнала были разделены на разделы - наука и искусство, словесность, библиография и критика, известия и смесь. Тиражи у «Московского телеграфа» были огромными.
Николай Полевой для блага своего журнала поддерживал постоянные информационные контакты с парижским литературно-публицистическим журналом «Revue encyclopedique».
При «Московском телеграфе» выходили так же сатирические приложения «Новый живописец общества и литературы» (1830–1831), «Камер-обскура книг и людей» (1832). В журнале печатались произведения: В.Ф. Одоевского, Е. А. Баратынского, А.И. Тургенева, С.А.Соболевского, И. И. Лажечникова, В. И. Даля, А. А. Бестужева-Марлинского, А. Ф. Вельтмана, В. А.Ушакова, Д. Н. Бегичева, самого Полевого. Печатались и зарубежные авторы - В.Скотт, В. Ирвинг, Э.Т.А. Гофман, П. Мериме, Б. Констан, В. Гюго, О.Бальзак.
В журнале освещалась положительная роль купечества, торговли и промышленности в России. В тоже время Полевой нередко нападал в своих публикациях на дворянскую литературу, критиковал её представителей за оторванность от народа, неумение вникнуть в его нужды.
В конце концов, журнал был закрыт по личному распоряжению Николая I за неодобрительный отзыв Полевого о пьесе Н. В. Кукольника «Рука всевышнего отечество спасла».
Было популярно среди читателей Сатирическое приложение к «Московскому телеграфу», «Новый живописец общества и литературы» материалы которого в подавляющем большинстве принадлежат перу Николая Полевого, В. Белинский называл приложение так - «лучшее произведение всей литературной деятельности».
После закрытия журнала Полевой уехал в Петербург, где издавал с 1835 по 1844 год иллюстрированный ежегодник «Живописное обозрение достопамятных предметов из наук, искусств, художеств, промышленности и общежития, с присовокуплением живописного путешествия по земному шару и жизнеописаний знаменитых людей». Полевой публиковался в «Северной пчеле», с 1837 по 1838 год заведовал литературным отделом газеты.
С 1838 по 1840 год был редактором «Сына отечества».
В 1846 году после критики Белинским за ренегатство, начал редактировать либеральную «Литературную газету».
Николай Полевой является автором романа «Аббадонна» (1837), повестей «Эмма» (1829), «Клятва при гробе Господнем», «Живописец», «Блаженство безумия» (написаны в 1833 году и объединены под названием «Мечты и жизнь», кн. 1–2, 1934), обширное справочно-библиографическое издание «Русская Вивлиофика, или Собрание материалов для отечественной истории, географии, статистики и древней русской литературы» (1833).
Скончался Николай Полевой можно сказать совсем молодым 6 марта 1846 года, ему было всего 49 лет, в Санкт-Петербурге. Умер литератор «от нервной горячки», вызванной заключением в Шлиссельбургскую крепость его сына-студента, задержанного при попытке самовольно перейти границу.
Похоронен Николай Полевой одним из первых литераторов, в той части Волкова кладбища, которая позднее получила название Никольского собора, в котором проходило отпевание.
До кладбища люди несли гроб на руках. П. А. Вяземский записал в дневнике: Множество было народа; по-видимому, он пользовался популярностью. Я не подходил к гробу, но мне говорили, что он лежал в халате и с небритой бородой. Такова была его последняя воля. Он оставил по себе жену, девять человек детей, около 60 тысяч рублей долга и ни гроша в доме. По докладу графа Орлова пожалована семейству его пенсия в 1000 рублей серебром».
Белинский, несмотря на то, что критиковал Полевого, признал его значительные литературные заслуги в некрологе ему.
Основной темой произведений Полевого были препятствия, встающие на пути разночинцев, и мешающие сделать им карьеру и создать счастливую семью. Герои писателя, как правило, чистые душой, набожные люди, которым трудно мириться с ограниченностью и духовной ленью окружающих.
Перу Николая Полевого принадлежат четыре десятка пьес, в основном исторических.
А. Н. Островский говорил, что в царствование Николая I именно патриотические пьесы Полевого и Кукольника давали русским театрам «большие и постоянные сборы»
Николаем Полевым была написана «История русского народа» (т. 1—6, 1829—1833). От «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина, история Полевого отличалась тем, что главную роль в её развитии он отдавал ни правителям, военным и внешнеполитическим событиям а «народному началу». Критики отнеслись к «истории» Полевого неодобрительно, называя её пародией на «Историю» Карамзина. Мягче всех отнёсся к работе Полевого А. А. Пушкин.
Автор: Наталия Н Антонова |
2
комментария
|
1 июля 2022, 8:00 831 просмотр |
Единый профиль
МедиаФорт
Разделы библиотеки
Мода и красота
Психология
Магия и астрология
Специальные разделы:
Семья и здоровье
- Здоровье
- Интим
- Беременность, роды, воспитание детей
- Аэробика дома
- Фитнес
- Фитнес в офисе
- Диеты. Худеем вместе.
- Йога
- Каталог асан