Статьи » Магия, гадания, непознанное
У него все шиворот-навыворот да задом наперед, лапти – и те умудряется носить не на ту ногу. Хотя при его-то обличьи не мешало бы себя приукрасить: без бровей, без ресниц да еще корноухий – правое ухо покинуло буйну голову при неведомых обстоятельствах. Но пригожим быть желательно, если ты живешь средь людей, а когда день-деньской обитаешь подле зверушек лесных – можно и неказистость себе позволить. Одно слово – Леший…
В степных да безлесных краях повстречать лешего не удастся, из Черноземья вон и то лешаки давно ушли, а все потому, что хозяйничать им негде. То ли дело уральские да тобольские буреломы и чащи! Годится Вятчина и Вологодчина, главное, чтоб лес был хвойный. Как зайдете в сосновый бор и почуете священный трепет (ну или попросту волосы на затылке дыбом станут), знайте - угодили во владения лешака. Он, может, и не наблюдает за гостем из-за каждого кусточка, но о чужаке тотчас узнает: сорока ли на хвосте принесет, заюшка серый предупредит, али рыжая белочка доложит. Оно и понятно – хозяин должен быть в курсе, что творится в его угодьях, и задача подчиненных незамедлительно обо всем докладывать.
Тут главное - соблюдать устои, заведенные хозяином: перед тем как ступить в обитель лешего, осенить себя крестным знамением и не бедокурить, не ругаться бранными словами и не быть рассеянным, иначе как пить дать лесной хозяин выкинет злую шутку. Может увести в чащу непролазную, примется аукать дурным голосом, хлопать в ладоши, пугая до полусмерти. Выбраться из плена сразу не получится – леший умеет связывать лесные тропинки и проходы, так что горемыка вдоволь поблудит, прежде чем станет на путь истинный. А нечего хозяина гневать – тогда откроются и полянки грибные-ягодные, и прогулка понравится.
«Пусть не красавец я снаружи…»
Если надумаете снарядить экспедицию, чтобы словить или хотя бы увидеть лесного хозяина, знайте – затея провальная. Нипочем не удастся встретиться с духом – уж больно умел да затейлив по части маскировки. Сколько тысячелетий живут лешие на белом свете (по крайней мере, в сказках да поверьях предков-славян), а до сих пор неизвестно, какого они роста. Лешак может быть исполином величиной с дерево, когда идет лесом, а как выходит на лесную опушку, так становится с малую травиночку, под ягодным листочком свободно укрывается. Люди знающие говорят, будто бы кафтан леший носит по-диковинному – левая пола запахнута на правую, а не наоборот, как честной народ привык. Красоту эту подпоясывает алым кушаком, на ногах – лапти: правый – на левой, а левый - на правой, это его «фирменный знак». Глазищи у лесного владыки зеленые и горят огнем, довершает картину перепутанная борода – этакий угрюмый старик.
На глаза, понятное дело, леший без нужды не лезет. Но случится вам быть на широкой ярмарке, например, в Новгородчину за лошадьми судьба отправит, вы уж будьте повнимательнее – там он любит ошиваться, прикидываясь самым что ни на есть добропорядочным заезжим гостем. Ежели тот или иной купец вызовет подозрение, поступите, как наши предки онежане и олончане двести лет назад делали – взгляните на «супостата» через правое ухо лошади.
Тут еще какая оказия имеется: лешака запросто можно перепутать с «заклятым» человеком. Баете, кто такие? Те бедолаги, что обречены служить нечистой силе лихим проклятьем. Помните, что истый лешак завсегда отливает синим цветом, так как кровь у него синяя. А заклятые – те румяные, кровушка бушует нашенская, алая. А еще леший не признает шапок и волосы носит зачесанными налево – дровосеки подсмотрели, когда к костерку полюбопытствовать подкрадывался.
Ой, что творит!..
Натура у лешего проказливая, страсть как любит шутки шутить, окаянный. Иной раз зайдет добрый человек в лес, отвлечется на свои думки самую малость – а лесовик уж тут как тут! Заманит, заведет подальше от верной тропки – и ну хохотать да в ладоши хлопать! Одно хорошо: по совести говоря, мужик он не злобивый, никогда не ведет людей на верную погибель. Покуражится для форсу бесовского и отпустит с миром. К тому же от забав лешака можно очураться – осенить себя крестным знамением и прочитать молитву.
Есть способы понадежней, им с малолетства учили деды-прадеды. Как, вы не знаете? Запоминайте «на всякий пожарный»: чуете, что заблудились, сядьте на первую попавшуюся колоду, снимите всю одежду, выверните наизнанку и таким макаром оденьте – очень леший уважает, когда подражают его неряшливой манере. Или произнесите любимую поговорку лешака: «Шел, нашел, потерял», а можно закричать: «Овечья морда, овечья шерсть!» Тогда с зычным криком: «А, догадался!» - лешак сгинет.
Вообще-то не беремся утверждать, что перед исчезновением лесной хозяин удосужится слово молвить: по свидетельствам бывалых, существо он бессловесное, песни поет - и то «без текста», ибо нем словно рыба. Но зато голосист! Уж если возьмется песни петь, так в лесу тут же поднимается буря. Иной раз горланит с ночи до утра, но тотчас смолкает, заслышав рассветную песнь петуха – ой как не любит «конкурента»… Особливо не жалует черных петухов, трехшерстных кошек и «двуглазых» собак – у которых пятна вокруг глаз. По этой причине лесовики стараются не заходить в деревни, чтобы не ссориться с коллегами по ремеслу – домовыми, дворовыми и банниками…
Поскольку в распоряжении лешего находится вся лесная живность, повелевает он ими по собственному разумению, может и в карты проиграть. Да-да, есть порочная слабость, любят перекинуться в картишки с соседом-лешим. А расплачиваются за проигрыш «стадами» пушных зверьков, стаями соек и малиновок, гоня их во владения удачливого соперника…
Говорят, в 1859 году несметные полчища зайцев и белок мчались из Сибири через Уральские горы. Грызуны, забыв всякий страх перед человеком, заходили в города, скакали по крышам, срываясь в печные трубы… Останавливались хвостатые путешественники на российской земле, в печерской и мезенской тайболах. Что за великое переселение случилось?.. Старики говорили, будто беличий-заячий исход – результат проигрыша сибирской артели леших нашенским, русским, вот и гнали продувшиеся сибиряки живой «долг». Однако большая игра – редкое явление, ежедневно ведутся мелкие карточные партии между владельцами соседних лесков. Так что неспроста зайчишки курсируют по лесным опушкам.
Охоч до прекрасного пола
Давным-давно в деревнях говаривали, что лешие зело благоволят к женщинам, и на их совести похищения девушек. Правда, от такой связи детишек никогда не бывает, но это крайне неточная информация. Единственное, в чем можно быть уверенными: леший – кавалер галантный, если умыкал девицу – никогда не обижал зазнобушку. Вон в Тульской губернии барышни убегали в лес, жили несколько лет с лешим и возвращались с богатыми дарами… Увы, более точных деталей и описаний быта с лесовиком обнаружить не удалось.
Молва приписывает лешаку наличие второй половинки – лешачихи или лешуни - и детенышей, коих именовали лешенями. Считалось, что нареченной лешего могла стать только русалка или проклятая матерью девушка, а ребятишки его «возникают» из младенцев, умерших некрещеными.
Блюститель нравственности
Может, оттого, что сам с рождения нем, лешак люто ненавидит людей, грешащих словесно. Старики баили, будто в Вологодской губернии, леший на виду у всех унес мужика в лес за то, что тот, идя на колокольню, ругался непотребными словами. А уж ежели услышит проклятье – добра не ждите. Случалось, во время родовых мук роженица теряла терпение и проклинала себя и младенца. И как только стихал последний звук произнесенной хулы, ребенок считался собственностью лешего. Новый «родитель» уносил «приплод» тотчас по рождении, а вместо него подкладывал «лесное детище» - больное и беспокойное.
Если леший зазевался, и заклятое дитя успевали окрестить, лесной хозяин терпеливо ждал, пока дитятку исполнится семь лет, и сманивал отрока в лес. Увы, средь деревьев, зверей да птах небесных человека обычно ждала смерть. Однако иные выживали, только вид имели неприглядный, когда их обнаруживали – одичалые, человеческой речи не разумеющие и равнодушные ко всем радостям жизни. Вот такие несчастные «Маугли»...
Тут леших жаль прямо-таки до слез: вроде бы намерения у мужика были благие, хотел призвать простых смертных к вежливости и взаимоуважению, отучить от дурной манеры грязно выражаться. А что «в сухом остатке»? Его имечко вся крещеная Русь сделала ругательством, почитая особым удовольствием брякнуть: «Да иди ты к лешему!»
Как сквозь землю проваливаются…
Помните, мы говорили, что от злокозней лешего можно избавиться, пробормотав заклинание? Есть день, когда никакие поговорки не действуют – 4 октября. На Ерофея-мученика лесной народ прячется, куда может: «тятенька»-леший гоняет зверушек почем зря, учиняет неистовые драки и с треском ломает деревья. И, в конце концов, проваливается сквозь землю, чтобы явиться весной, когда сойдет снег. Дело в том, что в этот день лешим велено пропадать или замирать. Спросите, кем велено? А леший его знает… Но на всякий случай в лес не ходите, не суйтесь под горячую лешачью лапу, пардон, руку…
Идите к лешему!
В степных да безлесных краях повстречать лешего не удастся, из Черноземья вон и то лешаки давно ушли, а все потому, что хозяйничать им негде. То ли дело уральские да тобольские буреломы и чащи! Годится Вятчина и Вологодчина, главное, чтоб лес был хвойный. Как зайдете в сосновый бор и почуете священный трепет (ну или попросту волосы на затылке дыбом станут), знайте - угодили во владения лешака. Он, может, и не наблюдает за гостем из-за каждого кусточка, но о чужаке тотчас узнает: сорока ли на хвосте принесет, заюшка серый предупредит, али рыжая белочка доложит. Оно и понятно – хозяин должен быть в курсе, что творится в его угодьях, и задача подчиненных незамедлительно обо всем докладывать.
Тут главное - соблюдать устои, заведенные хозяином: перед тем как ступить в обитель лешего, осенить себя крестным знамением и не бедокурить, не ругаться бранными словами и не быть рассеянным, иначе как пить дать лесной хозяин выкинет злую шутку. Может увести в чащу непролазную, примется аукать дурным голосом, хлопать в ладоши, пугая до полусмерти. Выбраться из плена сразу не получится – леший умеет связывать лесные тропинки и проходы, так что горемыка вдоволь поблудит, прежде чем станет на путь истинный. А нечего хозяина гневать – тогда откроются и полянки грибные-ягодные, и прогулка понравится.
«Пусть не красавец я снаружи…»
Если надумаете снарядить экспедицию, чтобы словить или хотя бы увидеть лесного хозяина, знайте – затея провальная. Нипочем не удастся встретиться с духом – уж больно умел да затейлив по части маскировки. Сколько тысячелетий живут лешие на белом свете (по крайней мере, в сказках да поверьях предков-славян), а до сих пор неизвестно, какого они роста. Лешак может быть исполином величиной с дерево, когда идет лесом, а как выходит на лесную опушку, так становится с малую травиночку, под ягодным листочком свободно укрывается. Люди знающие говорят, будто бы кафтан леший носит по-диковинному – левая пола запахнута на правую, а не наоборот, как честной народ привык. Красоту эту подпоясывает алым кушаком, на ногах – лапти: правый – на левой, а левый - на правой, это его «фирменный знак». Глазищи у лесного владыки зеленые и горят огнем, довершает картину перепутанная борода – этакий угрюмый старик.
На глаза, понятное дело, леший без нужды не лезет. Но случится вам быть на широкой ярмарке, например, в Новгородчину за лошадьми судьба отправит, вы уж будьте повнимательнее – там он любит ошиваться, прикидываясь самым что ни на есть добропорядочным заезжим гостем. Ежели тот или иной купец вызовет подозрение, поступите, как наши предки онежане и олончане двести лет назад делали – взгляните на «супостата» через правое ухо лошади.
Тут еще какая оказия имеется: лешака запросто можно перепутать с «заклятым» человеком. Баете, кто такие? Те бедолаги, что обречены служить нечистой силе лихим проклятьем. Помните, что истый лешак завсегда отливает синим цветом, так как кровь у него синяя. А заклятые – те румяные, кровушка бушует нашенская, алая. А еще леший не признает шапок и волосы носит зачесанными налево – дровосеки подсмотрели, когда к костерку полюбопытствовать подкрадывался.
Ой, что творит!..
Натура у лешего проказливая, страсть как любит шутки шутить, окаянный. Иной раз зайдет добрый человек в лес, отвлечется на свои думки самую малость – а лесовик уж тут как тут! Заманит, заведет подальше от верной тропки – и ну хохотать да в ладоши хлопать! Одно хорошо: по совести говоря, мужик он не злобивый, никогда не ведет людей на верную погибель. Покуражится для форсу бесовского и отпустит с миром. К тому же от забав лешака можно очураться – осенить себя крестным знамением и прочитать молитву.
Есть способы понадежней, им с малолетства учили деды-прадеды. Как, вы не знаете? Запоминайте «на всякий пожарный»: чуете, что заблудились, сядьте на первую попавшуюся колоду, снимите всю одежду, выверните наизнанку и таким макаром оденьте – очень леший уважает, когда подражают его неряшливой манере. Или произнесите любимую поговорку лешака: «Шел, нашел, потерял», а можно закричать: «Овечья морда, овечья шерсть!» Тогда с зычным криком: «А, догадался!» - лешак сгинет.
Вообще-то не беремся утверждать, что перед исчезновением лесной хозяин удосужится слово молвить: по свидетельствам бывалых, существо он бессловесное, песни поет - и то «без текста», ибо нем словно рыба. Но зато голосист! Уж если возьмется песни петь, так в лесу тут же поднимается буря. Иной раз горланит с ночи до утра, но тотчас смолкает, заслышав рассветную песнь петуха – ой как не любит «конкурента»… Особливо не жалует черных петухов, трехшерстных кошек и «двуглазых» собак – у которых пятна вокруг глаз. По этой причине лесовики стараются не заходить в деревни, чтобы не ссориться с коллегами по ремеслу – домовыми, дворовыми и банниками…
Поскольку в распоряжении лешего находится вся лесная живность, повелевает он ими по собственному разумению, может и в карты проиграть. Да-да, есть порочная слабость, любят перекинуться в картишки с соседом-лешим. А расплачиваются за проигрыш «стадами» пушных зверьков, стаями соек и малиновок, гоня их во владения удачливого соперника…
Говорят, в 1859 году несметные полчища зайцев и белок мчались из Сибири через Уральские горы. Грызуны, забыв всякий страх перед человеком, заходили в города, скакали по крышам, срываясь в печные трубы… Останавливались хвостатые путешественники на российской земле, в печерской и мезенской тайболах. Что за великое переселение случилось?.. Старики говорили, будто беличий-заячий исход – результат проигрыша сибирской артели леших нашенским, русским, вот и гнали продувшиеся сибиряки живой «долг». Однако большая игра – редкое явление, ежедневно ведутся мелкие карточные партии между владельцами соседних лесков. Так что неспроста зайчишки курсируют по лесным опушкам.
Охоч до прекрасного пола
Давным-давно в деревнях говаривали, что лешие зело благоволят к женщинам, и на их совести похищения девушек. Правда, от такой связи детишек никогда не бывает, но это крайне неточная информация. Единственное, в чем можно быть уверенными: леший – кавалер галантный, если умыкал девицу – никогда не обижал зазнобушку. Вон в Тульской губернии барышни убегали в лес, жили несколько лет с лешим и возвращались с богатыми дарами… Увы, более точных деталей и описаний быта с лесовиком обнаружить не удалось.
Молва приписывает лешаку наличие второй половинки – лешачихи или лешуни - и детенышей, коих именовали лешенями. Считалось, что нареченной лешего могла стать только русалка или проклятая матерью девушка, а ребятишки его «возникают» из младенцев, умерших некрещеными.
Блюститель нравственности
Может, оттого, что сам с рождения нем, лешак люто ненавидит людей, грешащих словесно. Старики баили, будто в Вологодской губернии, леший на виду у всех унес мужика в лес за то, что тот, идя на колокольню, ругался непотребными словами. А уж ежели услышит проклятье – добра не ждите. Случалось, во время родовых мук роженица теряла терпение и проклинала себя и младенца. И как только стихал последний звук произнесенной хулы, ребенок считался собственностью лешего. Новый «родитель» уносил «приплод» тотчас по рождении, а вместо него подкладывал «лесное детище» - больное и беспокойное.
Если леший зазевался, и заклятое дитя успевали окрестить, лесной хозяин терпеливо ждал, пока дитятку исполнится семь лет, и сманивал отрока в лес. Увы, средь деревьев, зверей да птах небесных человека обычно ждала смерть. Однако иные выживали, только вид имели неприглядный, когда их обнаруживали – одичалые, человеческой речи не разумеющие и равнодушные ко всем радостям жизни. Вот такие несчастные «Маугли»...
Тут леших жаль прямо-таки до слез: вроде бы намерения у мужика были благие, хотел призвать простых смертных к вежливости и взаимоуважению, отучить от дурной манеры грязно выражаться. А что «в сухом остатке»? Его имечко вся крещеная Русь сделала ругательством, почитая особым удовольствием брякнуть: «Да иди ты к лешему!»
Как сквозь землю проваливаются…
Помните, мы говорили, что от злокозней лешего можно избавиться, пробормотав заклинание? Есть день, когда никакие поговорки не действуют – 4 октября. На Ерофея-мученика лесной народ прячется, куда может: «тятенька»-леший гоняет зверушек почем зря, учиняет неистовые драки и с треском ломает деревья. И, в конце концов, проваливается сквозь землю, чтобы явиться весной, когда сойдет снег. Дело в том, что в этот день лешим велено пропадать или замирать. Спросите, кем велено? А леший его знает… Но на всякий случай в лес не ходите, не суйтесь под горячую лешачью лапу, пардон, руку…
Автор: Анна Меньшикова |
1
комментарий
|
4 августа 2008, 8:00 10470 просмотров |
Единый профиль
МедиаФорт
Разделы библиотеки
Мода и красота
Психология
Магия и астрология
Специальные разделы:
Семья и здоровье
- Здоровье
- Интим
- Беременность, роды, воспитание детей
- Аэробика дома
- Фитнес
- Фитнес в офисе
- Диеты. Худеем вместе.
- Йога
- Каталог асан