![]() |
Опубликовала MTV-Татьяна-MTV в группе Библиотека |
Три романа-шарады о литераторах нашей страны
![Три романа-шарады о литераторах нашей страны](https://www.myjane.ru/data/cache/2017apr/19/19/680137_47163-250x0.jpg)
Речь пойдет о следующих романах: Алмазный мой венец, 1978, В. Катаев
Козленок в молоке, 1995, Ю. Поляков
Таинственная страсть, 2007, В. Аксенов
Автобиографическая проза Катаева - "Алмазный мой венец"... - буквально потрясла читателей в 70-е годы. И критики, и читатели были едины - в мемуаристике прозвучало новое слово. Необычная форма изложения, яркий, своеобразный слог, а главное - "зашифрованность" персонажей, флер тайны, окутывающий эти произведения, явно выделяли ее из череды "казенных" воспоминаний тех лет. Читатели тратили немало времени, чтобы опознать катаевских персонажей. Тогда это было достаточно сложно - стихи Пастернака и Мандельштама знали немногие, а такие поэты, как Нарбут или Крученых, были вообще под запретом...
![](https://www.myjane.ru/data/cache/2017apr/19/46/680134_93671nothumb650.jpg)
«Позвольте, наперед решите выбор трудный:
что вы наденете, жемчужную ли нить иль полумесяц изумрудный?» —
«Алмазный мой венец». — «Прекрасно! Помните? Его вы надевали,
когда изволили вы ездить во дворец".
Познакомилась в студенческие еще годы, как вышла книга. Зачитывали до дыр, давали почитать на ночь - и прочитывали! Первый шок - это, оказывается, совсем не детский, и совсем не совковый писатель! Читается безумно интересно, как детектив, хотя описывается всего лишь литературная среда 20-30-х годов, события того периода в стране. Если знать исторический фон - еще интереснее. Особое удовольствие доставляло разгадывать - кто есть кто в романе (это надолго стало нашей игрой).
... роман Юрия Полякова "Козленок в молоке" можно отнести к жанру плутовского романа, но с одной оговоркой: плутами на сей раз выступают те, кого мы привыкли считать властителями дум, - писатели. Если вы хотите узнать, как стать знаменитым, не написав ни строчки, какие тайные и порой смехотворные пружины определяют то, что мы трепетно величаем литературным процессом, прочтите роман - вещь остросюжетную, остроумную, даже язвительную, и одновременно лиричную, ибо многие страницы посвящены любви.
![](https://www.myjane.ru/data/cache/2017apr/19/09/680136_96093nothumb650.jpg)
"... Не вари козленка в молоке матери его..."
Почему-то в рецензиях не упоминается, что помимо плутовского сюжета, герой (писатель) повествует о своей жизни и среде обитания. Это литературная среда 80-90-х годов, то есть позднесоветского периода, перестройки и лихих годов становления капитализма. Внутренняя жизнь писательского сообщества, идеологические и бытовые перипетии описаны даже не с юмором - с сарказмом. Все персонажи вымышленные, то есть это не зашифровка исторических лиц, нет! Это обобщенные герои, в каждом из которых угадывается та или иная черта реально существовавших и писавших людей. Некоторые из них были еще живы - и восприняли роман как почти документальный, при этом как клевету, пасквиль. Мне сразу бросилось в глаза сходство с Алмазным венцом Катаева, тут тоже надо было разгадывать, кто под каким намеком имелся в виду. В то же время, сразу было видно и различие - герои все собирательные.
В своей автобиографической книге "Таинственная страсть" Василий Аксенов описал жизнь литературной богемы 1960-х годов - бурную, жизнерадостную и довольно легкомысленную. При этом "Таинственная страсть" - книга не только мемуарная, но и художественная. Чтобы оставить себе простор для творчества, автор, вместо настоящих имен и фамилий, наградил своих героев прозвищами (псевдонимами). Впрочем, легкоузнаваемыми. Так, сам автор книги стал Ваксоном, поэт Роберт Рождественский - Робертом Эр, Андрей Вознесенский - Антоном Андреотисом и т. д. Более того, все эти псевдонимы заранее расшифрованы в предисловии к книге.
Прием этот не нов. Нечто подобное уже было в романе Валентина Катаева "Алмазный мой венец", где тот в свою очередь описал бурные дни своей литературной молодости. С той лишь разницей, что она пришлась у него на 1920-е годы.
Появившийся таким образом в книге небольшой элемент фантазии позволил Василию Аксенову более логично скомпоновать сюжет книги, домыслить некоторые эпизоды, непосредственным участником которых он не был.
![](https://www.myjane.ru/data/cache/2017apr/19/27/680140_72702nothumb650.jpg)
Ну что ж, ну что ж, да не разбудит страх
вас, беззащитных, среди этой ночи.
К предательству таинственная страсть,
друзья мои, туманит ваши очи.
И вот когда вышла авторская версия романа Аксенова Таинственная страсть - я сразу поняла, что это тоже из той-же оперы. Необыкновенно точно передан аромат того времени: с одной стороны - романтика, энтузиазм какой-то, а с другой - ограничения даже по мелочам. Я лично помню этот период через призму детского восприятия, но помню и бытовую неустроенность, даже бедность. И стихи, стихи, стихи... Тогда стихи читало полстраны, а четверть - писали сами. И снова тот же азарт - кто есть кто в романе. Хотя сейчас уже есть Интернет - интересно же самой догадаться! И еще такой штришок: если Катаев и описывал своих друзей, и высмеивал их - ласково, по-дружески, то Аксенов - пишет жестко, бьет наотмашь.
И вы знаете, сдается мне, что недаром все три романа названиями взяли цитаты...
Рейтинг:
+9
|
19 апреля 2017 года 121 просмотр |
|
Единый профиль
МедиаФорт
Комментарии: